Народная мудрость: «Ученые утверждают: если за 10000 печатных машинок посадить обезьян, то существует вероятность, что они напечатают «Войну и мир». Однако с появлением Итернета стало понятно, что это не так.»

И.П. Павлов: «Люди скорее склонны попадать под влияние слов, чем реальных фактов окружающей среды».

По какому бы поисковому запросу Вы здесь не оказались, пожалуйста, дочитайте этот пост до конца!

Первый пост о косметике я хотела посвятить ее классификации: какая она бывает и чем различается.

С этой целью в гугле я набрала поисковый запрос «классификация косметических средств».

Открыв несколько первых страниц результатов поиска, я поняла, что все они с небольшими вариациями есть одно и то же.

Суть написанного сводилась к следующему: существует общепринятая международная классификация косметики, которая была предложена некой Ассоциацией независимых экспертов, центральный офис которой находится в Швейцарии. И что именно эта контора решает, к какой категории косметики относится тот или иной бренд.

Согласно этой классификации вся косметика, в зависимости от качества используемого сырья, делится на масс-маркет, миддл-маркет, люкс, профи и космецевтику трех уровней.

Кроме того, существует некий черный список Фалтона, в который включены ингредиенты, которые ни в коем случае не должны присутствовать в косметических средствах.

«Ой, как интересно, — подумала я, — но надо ведь найти первоисточник. Если классификация международная, да еще и предложена сурьезной организацией, то должны быть какие-то официальные документы, в которых все это зафиксировано».

Решила начать с Ассоциации независимых экспертов в Швейцарии. Набрала в поиске «Association of independent experts Switzerland ».

Самая первая страница, которую гугл выдал в результатах, была сайтом Независимой комиссии экспертов Швейцарии … по второй мировой войне. Больше в поисковой выдаче не было ничего подходящего.

Снова порывшись среди русскоязычных сайтов, я нашла, что сокращенно искомая Ассоциация называется CIDESCO. Уже что-то. Разыскала их сайт.

Оказалось, что CIDESCO – это Международный комитет по эстетике и косметологии, самая престижная организация в этой области.

Перелопатила весь их сайт – никакого намека на какую-либо классификацию. «А почему бы не написать», — подумала я. И написала. «А вы в курсе, — спрашиваю, — что есть такая классификация и что ваша организация — ее автор? Дайте, пожалуйста, хоть одну официальную ссылочку».

И мне ответили!

Ответ CIDESCO

Спасибо, мол, за письмо, но, к сожалению, мы тут ни при чем и ничего не знаем!

Объясните мне, товарищи, как самая престижная организация косметологов не знает ни масс-маркетов, ни миддл-маркетов?»

И даже после этого я все еще надеялась, что в русские статьи закралась какая-то маленькая опечаточка, в результате которой я не могу найти эту «международную» классификацию, а не потому что ее попросту нет.

Какие только поисковые запросы я не вводила в англоязычный гугл: ни одного упоминания. После этого докопаться до истины уже стало делом принципа.

Вернулась к российским сайтам. Стала читать все подряд. Добавились детали.

Например, в одной статье была ссылка на письмо Государственного таможенного комитета о контроле таможенной стоимости косметики. Нашла это письмо.

Там действительно упоминаются масс-маркеты и др., но деление происходит исключительно на основании стоимости, но не качества ингредиентов косметики.

При этом разные продукты одного и того же бренда в зависимости от стоимости относились к разным категориям.

Ясности письмо не внесло, но натолкнуло меня на мысль, что, скорее всего, эта классификация была придумана не косметологами, а маркетологами.

И вот когда я уже стала искать обзоры российского рынка косметики, я нашла информацию о том, что компания «РБК. Исследования рынков» провела исследования и поделила всю косметику на масс-, миддл- и люкс.

К сожалению, оригиналы итогового отчета по исследованиям я изучить не смогла, потому что они стоят запредельно дорого.

Вот вам и «общепринятая международная классификация, предложенная ассоциацией независимых экспертов в Швейцарии».

Оставалось еще два вопроса: откуда взялись черный список Фалтона и три уровня космецевтики?

Стоит ли говорить, что никакого Falton’s blacklist или Fulton’s blacklist в англоязычном интернете я не нашла.

Стала искать, кто такой Фалтон. Обнаружила единственного подходящего на эту роль кандидата: James E. Fulton младший (правильное произношение — «Фултон»), американский дерматолог, доктор медицины, PhD.

И даже список он составил… но не черный. Его список представляет собой рейтинг ингредиентов по комедогенности, то есть способности инициировать образование комедонов. И даже сайт у этого Джеймса есть официальный. Инфы же о черном списке на этом сайте никакой нет.

«Не вопрос, напишу и ему», — решила я. Но Фултон меня не дождался и умер в июле 2013 года от рака прямой кишки.

Поиски продолжились.

Список Фалтона мелькал от сайта к сайту. Потрясенные читательницы в комментариях обещали тут же выписать себе все на бумажку и всегда носить список в сумке.

Робкие попытки некоторых лиц, причастных к косметологии, убедить, что нет никакого списка, терпели крах. Их просто закидывали тухлыми помидорами и обвиняли в заговоре косметологов.

Наконец где-то мелькнула фраза, что этот список был впервые опубликован в книге Сусанны Беловской «Космецевтика, или Путь в сказку». И я нашла эту книгу. Но ссылку не дам, так как считаю ее вредоносной.

Прочитав книгу, я поняла, что, по всей видимости, это и есть источник заразы. Книгу цитирует всяк, кому не лень. Кто-то пытается подойти творчески и добавляет еще и свои фантазии, а кто-то просто копипэйстит.

Но всё-всё-всё, что мне не давало покоя, здесь есть: и маркеты, и Фалтоны, и уровни космецевтики. Надо сказать, что ни о каких уровнях космецевтики в англоязычном Интернете не знают…

А Сусанна Беловская знает. Она знает и многое другое.

Например, что такой ингредиент, как deionized water является признаком миддл-маркет косметики, то есть весьма посредственной в ее представлении косметики, но все же несоизмеримо лучшей, чем самая плохая — масс-маркет косметика.

Учитывая, что именно так и было написано в ее книге — «deionized water», я предположила, что Сусанна не удосужилась перевести и узнать, что Deionized water (деионизированная вода) – это вода высокой степени очистки. Полагаю, что такая вода входит во все виды косметики, где есть вода.

Так вот, возвращаясь к уровням космецевтики, каким-то чудом оказалось, что Сусанна является распространителем того, что она называет космецевтикой второго уровня (во всяком случае являлась на момент написания книги).

А вот третий уровень, по ее книге, – это уже глубокий космос, который пока только-только осваивается.

Сделав все эти выводы, я все же подумала, а вдруг я зря так взъелась на Сусанну. Может, она тоже лишь откуда-то что-то бездумно скопировала.

Решила написать ей во «Вконтакте» и потребовать сатисфакции, а вернее подтвердить некоторые утверждения из ее книги ссылками на авторитетные источники…

Сообщение-то Сусанна прочитала, а вот ответить мне не сочла нужным, хотя я была верхом тактичности и деликатности.

Финита ля комедия!

Вы – герой или героиня, если дочитали до этого места. Сдается мне, что пост получился весьма сумбурным. Но я должна была его написать.

Я очень хотела донести следующую мысль: не все то, что пишут в интернете – правда, даже если очень похоже на правду… даже если очень-очень хочется верить, что это правда.

Пожалуйста, перепроверяйте информацию, требуйте ссылки на авторитетные источники. Хорошо, если такие вещи прочтет человек не мнительный.

А ведь есть люди, которые будут очень переживать, что мазали своего ребенка кремом, содержащим ингредиент из списка Фалтона, и теперь у него будет псориаз, гангрена и рак вместе взятые (тьфу-тьфу-тьфу!).

Не переживайте – из-за этого не будет! Списка Фултона не существует!

Благодарю за внимание!

P.S. Сегодня 19 марта, и я все еще не успокоилась. Вчера я написала письмо двум английским ученым, много лет занимающимся разработкой косметики и ведущим популярный в Великобритании блог о красоте TheBeautyBrains.

В письме я спросила, известно ли им что-либо о списке Фултона и об уровнях космецевтики.

ответ Randy

Они ответили следующее: «Про список Фултона нам ничего неизвестно, но мы знаем, что относительно безопасности косметических ингредиентов много дезинформации. Небольшое количество ингредиентов, приведенных в списке, могут вызывать обоснованные опасения (например, ланолин может вызывать аллергические реакции у некоторых людей, а некоторые фталаты связаны с вопросами здравоохранения), но большинство ингредиентов, приведенных в списке, безопасно.

По поводу космецевтики — это вообще не научный термин, а маркетинговая характеристика. Поэтому никаких четко выраженных уровней нет. Я надеюсь, это поможет.»