Слово «космецевтика» я увидела в первый раз совсем недавно, когда задумала вести блог о красоте и серфила по тырнету в поисках вдохновения и идей.

Поскольку я не люблю чего-то не знать, то поспешила узнать про космецевтику побольше.

Посетив несколько сайтов, которые предложила мне поисковая выдача по запросу «космецевтика», я поняла, что всё как всегда. Сломанный телефон. Кто-то где-то что-то от кого-то услышал, как-то переработал это в своей голове и выдал новую вариацию на тему уже на своем сайте.

У кого-то «Космецевтика считается элитной косметикой для тех, кто желает поспорить со временем».

Кто-то считает, что «Космецевтика продается только в аптеках, специализированных медцентрах или Меди СПА салонах.»

Для кого-то космецевтика – это вообще «путь в сказку».

«Все ясно, — сказала я себе, — надо искать первоисточники и узнавать все из первых уст.» Информации нашла много, поэтому данным постом я открываю серию постов о космецевтике.

В первую очередь, мне удалось напасть на след человека, который первым предложил данный термин. Более того, я нашла речь, которую он произносил, получив Медаль Общества косметических химиков США в далеком 1961 году. Именно в этой речи он сформулировал все предлагаемые им принципы к определению категории «космецевтики».

Позвольте представить: Реймонд Рид – человек, который сделал очень многое для того, чтобы наука и косметика, в конце концов, встретились и поженились. В частности, благодаря ему в мире появилась холодная химическая завивка.

Но это не единственное его достижение. Результатом его работ явились 28 патентов, обладателем которых он был на момент произнесения речи.

Д-р Софи Плешнер, Президент Общества химиков-косметологов, вручает Медаль М-ру Рэймонду Р. Риду
Д-р Софи Плешнер, Президент Общества косметических химиков, вручает Медаль М-ру Реймонду Р. Риду

Здесь я позволю себе привести перевод некоторых фрагментов этой речи.

Итак:

«…Проблема, которая привела меня в косметическую промышленность более 30 лет назад, состояла в том, что большинство продаваемых в то время косметических продуктов были произведениями искусства, а не детищами науки.

Их композиция – или лучше было бы сказать «рецепт» — был эмпиричен по своей природе, основывался исключительно на ненаучных наблюдениях и опыте. В основном, эти продукты приносили пользу только эстетическим характеристикам их потребителей. Они взывали к чувствам.

Казалось, что применение науки при разработке косметики должно значительно увеличить пользу, приносимую этими продуктами.

Другими словами, мне казалось, что точно так же как запатентованные лекарственные средства были в свое время предшественниками фармацевтической продукции, косметика, основанная, главным образом, на искусстве, должна превратиться в косметику, основанную в значительной степени на науке.

И этот процесс на самом деле начался! Но вот удивительная вещь — в связи произошедшими изменениями не появилось нового слова, которое ясно обозначало бы такие продукты или науку, которая делает их существование возможным.

Много лет назад мы придумали в нашей компании слово, которое, по нашему мнению, как нельзя лучше подходило к тому типу косметики, в котором мы были заинтересованы. Это слово «космецевтика», и со временем оно мне нравится все больше и больше.

Я верю, что это слово наиболее точным образом обозначает то, чем на самом деле являются многие современные косметические продукты – продуктами, которые, с научной точки зрения, настолько близко связаны со многими наружными лекарственными средствами, что я испытываю большие затруднения в различении этих двух категорий.

Теперь позвольте мне рассказать вам, как я определяю это слово «космецевтика»:

  1. Космецевтика – это научно-разработанный продукт, предназначенный для нанесения на поверхность тела человека.
  2. Космецевтика приносит полезный, желаемый результат.
  3. Космецевтика обладает желаемыми эстетическими свойствами.
  4. Космецевтика отвечает жестким химическим, физическим и медицинским стандартам.

Давайте обсудим эти требования одно за другим.

Для меня понятие «научно-разработанный продукт» означает, что любой функциональный ингредиент в составе имеет научную причину там находиться. Эти ингредиенты соединяются в точной пропорции для создания продукта, который дает желаемый результат.

Полезный, желаемый результат, который приносит космецевтика, может принимать разные формы, а именно:

  1. Она может приводить к заметным физическим изменениям внешнего вида человека.
  2. Она может влиять на регуляцию определенных процессов, происходящих в коже человека или ее придатках.
  3. Она может быть средством гигиены, обеспечивая чистоту и сохранение здоровья человека.
  4. Она может сохранять или усиливать привлекательность или красоту людей.
  5. Она может выполнять все выше перечисленные функции.

С эстетической точки зрения, космецевтика создается, чтобы произвести сенсорные впечатления и  принести психо-сенсорную пользу ее потребителю. Обычно в эти процессы вовлечены и зрение, и осязание, и обоняние, и чувство вкуса.

При появлении продукта, его нанесении и при достижении результатов проявляются различные  чувства. Конечный эстетический образ, который рисует в своем воображении потребитель, играет важную роль в принятии космецевтического средства.

С точки зрения стандарта и качества, космецевтика должна быть жестко контролируемой. Каждый ингредиент в продукте, процесс производства и сам конечный продукт должны соответствовать тщательно разработанной спецификации. Особенно важны медицинские стандарты. Космецевтика  должна приносить пользу и не наносить ущерба здоровью потребителя…

…Приведу примеры конкретных продуктов.

Как всем нам известно, помада и другие продукты для макияжа способны сильно изменить внешность. Такой же результат может дать использование красок для волос. Препараты для перманентной химической завивки изменяют физическую форму стержня волоса людей. Лаки для волос и многие другие космецевтические средства приносят менее заметную, менее различимую, но абсолютно реальную пользу человеку.

С точки зрения процессов, протекающих в коже, космецевтика способна контролировать такие явления, как водный баланс кожи, потоотделение, акне, умеренные воспалительные реакции и перхоть.

Шампуни, очищающие лосьоны, зубные пасты, жидкости для полоскания рта, крем-мыло, пена для ванной и тому подобное, помогает соблюдать гигиену своим пользователям.

С точки зрения профилактической медицины, космецевтика стремится предотвращать солнечные ожоги, образование трещин на коже, образование зубного кариеса, появление кожных инфекций и других медицинских заболеваний. В самом деле, многие дерматологи убеждены, что, защищая тело от чрезмерного облучения ультрафиолетом, помады и другие космецевтические продукты играют важную роль в предотвращении рака губ и кожи…

…Согласно недавней публикации в Journal of the American Medical Association, в медицинской области существует довольно сильное желание ограничить определение косметики только материалами и процедурами, используемыми для украшения внешнего вида и содействия привлекательности.

В этой статье осуждается использование химически и фармакологически активных препаратов в косметических продуктах. Абсолютно соглашаясь с тем, что включение биологически активных материалов должно налагать на продукты обязанность соответствовать высоким стандартам медицинской безопасности и эффективности, я не вижу в этом ничего неправильного…

Как мне кажется, наша промышленность еще должна почувствовать влияние фундаментальных исследований, проводимых во многих индустриальных лабораториях, на кожу человека и процессы, в ней протекающие.

Оно будет проявляться в виде новых компонентов, которые будут улучшать функциональные свойства космецевтики и увеличивать пользу, которую потребители получают от ее использования.

Оно будет проявляться в виде лучшего понимания механизмов, лежащих в основе процессов, которые происходят в этом замечательном органе, который мы называем человеческой кожей.

Эта работа, проводимая докторами медицины, играющими выдающуюся роль, может сделать огромный вклад  в область дерматологии, стоматологии, здравоохранения и медицины в целом…»

Мои выводы из прочитанного

Понятие «космецевтика» было впервые предложено уже очень давно: в 1961 году Рид заявил, что в своей компании неофициально они используют его уже много лет. То есть термин существует, как минимум, более полувека.

Основной смысл, который автор в него вкладывал, состоит в следующем. Раньше создание косметики было искусством, то есть эффективность средств определялась только экспериментальным путем, при чем на потребителях. А создавалась она, в основном, для украшательства.

Рид же видел, что пришла пора взяться за дело ученым. Что при их помощи можно стать не только красивее, но и здоровее, научиться управлять процессами, протекающими в организме, предотвратить возможные негативные последствия воздействий окружающей среды. И вот такую косметику, созданную на основе научных разработок, он предлагал назвать «космецевтикой».

С этой точки зрения всю косметику, существующую сегодня, за исключением, пожалуй, декоративной, можно назвать космецевтикой. Потому что даже у концерна «Калина» есть научно-исследовательский институт «Чистая линия».

Рид рассчитывал на то, что космецевтика станет жестко регулируемой продукцией, будет соответствовать высоким стандартам качества. С этим пока что все хорошо только у японцев. Но они, по-моему, давно впереди планеты всей.

А какие выводы сделали вы?

Продолжение следует>>

Пост подготовлен по материалам статей:

  1. Reed R.E. The definition of “Cosmeceutical”. J Cosmet Sci. 1962 Jan. 13(2): 103-106.
  2. Harris M. Raymond E. Reed, Man an Scientist. J Cosmet Sci. 1962 Jan. 13(2): 99-102